вторник, 3 июля 2012 г.

Интервью по пятницам: Маргарита Гуткина, Plumart


Мы давно хотели взять интервью у мастера, чьи успехи в построении независимого хендмейд-бизнеса могли бы послужить хорошим примером и вдохновением для новичков. Сегодня мы поговорим с Маргаритой Гуткиной (создателем хорошо известного имени Plumart) о развитии бренда, создании команды, совместных проектах, управлении временем и многом другом.



- Скажи для начала пара пару слов о себе лично – как ты пришла к тому, чтоб делать красивые вещи своими руками?
- Наверное, всё началось ещё с детства – я мастерила, вышивала, делала какие-то браслетики из бисера, а в школе одним из любимых предметов было домоводство - выполняла всё с творческим подходом, больше чем требовалось по школьной программе.


- То есть, переломного момента не было как такового, было планомерное движение в сторону творчества?
- В детстве я никогда не занималась рисованием, у меня не было художественной школы за плечами, моё увлечение просто плавно развивалось - родители не увидели вовремя, что мне нужно всё это, не уследили (смеётся).

 То, что я буду дизайнером, я знала, наверное, класса с восьмого, и единственное, что было сложно – определиться, в каком направлении творить. Мне нравился и дизайн одежды, и веб-дизайн, и полиграфический дизайн. Вообще мечтой моего детства было поступление в ХудПром, потому что на тот период мне хотелось рисовать, я решила, что я буду художником, хотя достаточной базы для этого у меня не было. В конце концов я выбрала профессию полиграфического дизайнера. Сначала я научилась рисовать на компьютере, а сейчас я уже рисую руками – приходится всё заново осваивать. Кроме хендмейда я попробовала себя во всех перечисленных областях, не знаю, возможно, хендмейд - и не конечная точка моего развития, следующая будет, например, дизайн одежды или оформление сайтов в качестве основного занятия.
- Есть ли какая-то идея, которую ты воплощаешь в своём творчестве, какой-то особый подход?
- Хочется создавать работы с юмором, с какой-то изюминкой. У меня много работ, которые «подшучивают» над своим хозяином, и не каждый человек осмелится их носить. Тем не менее, когда на выставках люди видят эти работы, мимо пройти и не улыбнуться невозможно, плюс я даю работам интересные названия. Тот же браслет с муравьями, который вы фотографировали (речь идёт о беcплатной фотосессии для мастеров от Mash на фестивале Valiza FEST vol.5 in Rome – прим Mash), он получил название «Муравьи идут на дискотеку».


- Как ты поняла, что твоё творчество становится бизнесом?
- Всё началось с маленькой коробки/шкатулки, в которую вмещались все мои инструменты, материалы, фурнитура, сейчас это всё переросло в целую мастерскую. Понимание того, что хочу сделать это бизнесом, пришло вместе с осознанием того, что я стремлюсь сделать имя своему творчеству – не просто дизайн от Маргариты Гуткиной, а полноценный бренд. Сейчас я работаю не столько на популяризацию хендмейда, на расширение производства – я хочу создать имя. Хочу, чтобы люди, когда видели, что работа от Plumart, думали – если Plumart, значит, круто, значит, нужно посмотреть на эту работу ещё раз, если даже с первого раза она взгляд не зацепила.


- Plumart – это основной источник твоего дохода, верно?
- Да.
- Что именно ты делаешь для развития бренда?
- Первое – это создание фирменного стиля. Это индивидуальные визитки, упаковка, это оформление сайта, фирменные цвета – всё стараюсь поддерживать в одной концепции, плюс я постоянно сотрудничаю с разными шоу-румами, фото-проектами, где я делаю имя молодым фотографам, а они взамен делают имя Plumart.


- Какие приёмы привлечения внимания и построения доверия с покупателями ты используешь? Мы видели у тебя альбом «жизнь изделий», где ты собираешь фото покупателей с твоими работами, это прекрасное маркетинговое решение, что ещё работает для тебя?
- Первое, на что реагируют покупатели при покупке в Интернете, – качество фотографий. Полтора года их тех двух, что работаю в своём направлении, фотографии оставляли желать лучшего, и те изделия, которые в жизни выглядели отлично, на фото могли смотреться так себе. Именно поэтому я призывала покупателей приходить на выставки или в шоу-румы. Сейчас я расширила свою техническую базу, появился фотоаппарат, с которым, я надеюсь, качество фото улучшится, ну и плюс сотрудничество с фото-проектами. Очень важно, чтобы покупатель смог увидеть украшение на модели.
Кстати, одна из новых вещей, которыми я хочу заняться, – создание мини-лукбуков, где можно посмотреть полный образ, чтобы наши работы сочетались с одеждой, аксессуарами, чтоб это всё гармонировало. Последняя наша фотосессия была очень интересной, потому что мы специально не приглашали моделей, мы сделали кастинг Вконтакте, пригласили всех своих покупательниц, желающих предоставить фотографии. У нас был основной критерий – взаимная любовь с камерой. Поучаствовало 5 девочек – абсолютно разных, и по цвету волос, и по фигуре. Мы хотели донести до покупательниц идею того, что наши украшения можно всегда и везде, это не обязательно должна быть какая-то красная ковровая дорожка:)





- А в каких пропорциях распределяются продажи по разным каналам? У тебя есть сайт, сообщества в социальных сетях, участие в выставках - что лидирует?
- Везде по чуть-чуть, но на выставку приходит контингент, который уже ориентирован на покупку, поэтому там за один день продаётся столько, сколько сайт никогда не продаст в такие сроки. Естественно, выставки – это максимальные продажи, но каждый сегмент приносит свою прибыль.
- Как получилось расширить географию покупателей Plumart?
- Некоторое время назад покупательницы из России начали писать на сайт, на почту о том, что им интересно, почему мы не работаем с Россией. Я нашла человека, который в силу своего бизнеса ездит из России в Украину, и предложила ему стать нашим представителем в России. Теперь унас очень отлажен контакт с Россией, мы отправляем работы из Белгорода.
- Каким образом сочетаются разные направления работы Plumart, как удаётся их координировать?
- Сейчас Plumart – это не только я, это ещё и несколько человек, которые мне помогают. Среди них есть как непосредственно мастера хендмейда, например, совместный проект «Часы», где я делаю дизайн иллюстраций, ещё один мастер шьёт ремни, третий человек всё это собирает, компонует. Все эти люди работают под брендом Plumart, поэтому практически нигде свою личную подпись я под работами не ставлю. Есть такое направление, как обложки для документов, к некоторым из них я рисую иллюстрации, дальше другой мастер делает декупаж. Есть несколько таких совместных проектов, которые я совершенно не скрываю, наоборот - всегда озвучиваю. Если это исключительно моя задумка, при личном общении с заказчиком я могу конечно рассказать – «Да, это делала я», а так в основном всё позиционируется от имени Plumart.
- Кроме периодических совместных проектов, у тебя есть постоянная команда?
- Да, безусловно есть. Мы занимаемся не только хендмейдом, Plumart – это ещё и печатная полиграфия (визитки, календари, буклеты), естественно, есть и производственная база – несколько типографий, с которыми я постоянно сотрудничаю. Кроме того, есть техническая поддержка, которая занимается сайтом, размещением рекламы в Интернете и так далее.
- Как ты собирала команду? Как тебе удаётся объединять людей под именем Plumart?
- Ну, то, что у меня есть задатки руководителя, я знала давно (смеётся). Приглашая новых людей к сотрудничеству, я не обещаю им золотые горы, нереальные зарплаты и тому подобное – я пытаюсь заинтересовать людей самой идеей совместного творчества и работы. Мы, конечно, делимся всем заработанным, так сказать, «по-честному»:) Люди, которые со мной сотрудничают, в-основном, работают с нами на процентах, потому что стабильного заработка нет, всё скачет волнообразно.
- Расскажи, как принимаются решения в твоей команде?
- Чаще всего, это моё жёсткое твердое слово, я очень серьёзно к этому отношусь. Всё равно последнее слово будет за мной, но я очень даже ЗА какие-то креативные идеи; если они – не мои, я всегда скажу, что это не моя идея, но воплощу её в жизнь и буду давать ссылку на человека, который её придумал. Но диктатуры у нас нет, всё очень демократично:)
- Опиши, пожалуйста, свой творческий процесс и место, где ты работаешь.
- Сейчас моё жилое помещение поделено на зону отдыха и зону мастерской. В мастерской, понятное дело, за два года работы к маленькой коробочке много чего прибавилось: новые инструменты постоянно появляются, так как я постоянно пробую работу в новых техниках, постоянно какие-то баночки, бутылочки наполняются содержимым. Плюс есть отдельное производство, где отдельно происходит технологический процесс (полиграфия). К сожалению, нет пока такого места, где я могла бы принимать гостей, общаться с заказчиками, всё происходит на базе кафе города Харькова (смеётся). Очень хотелось бы иметь офис или приёмную, где можно было бы выставляться.


- Как эти два года работы можно разделить на этапы? Вот сегодня (отправная точка) у тебя в руках маленькая коробочка, а через два года – дома полноценная мастерская. Что между этими событиями?
- Всё развивалось достаточно плавно, есть свои взлёты и падения, правда, были крупные заказы, благодаря которым удаётся купить новое оборудование. Хочется всего и сразу, и поначалу я очень страдала из-за недостатка инструментов и материалов, ведь не было ничего, и приходилось пользоваться самыми простыми народными средствами. Когда я делала уборку в квартире, я не выбрасывала ненужные мелочи, а искала им применение, чтоб использовать в работе. Сейчас у меня, конечно, уже есть профессиональные инструменты для скульптуры, печи, паста-машины, всё что для хендмейда необходимо. Естественно, многие из работ я рисую вначале на компьютере, поэтому за два года мне пришлось полностью обновить и компьютерную базу.
- Как ты управляешь своим рабочим временем?
- Сложность которая возникает – отсутствие чётко ограниченного рабочего распорядка, я могу работать и по ночам, естественно, близких это «напрягает», зато с другой стороны я могу вырваться на любой праздник. Своё время я регулирую сама, избегая перегрузки, но перед выставками это две недели без сна, подготовка с утра до ночи, плюс ещё есть вялотекущие заказы, часто нужно успеть к конкретной дате с заказом для подарка. Сейчас я не могу определить, какое время пойдёт на изготовление того или иного изделия, если я встала и у меня творческий порыв, я могу сделать его за час, а если я думаю «ой, я опаздываю и мне на завтра его сдавать!», я могу делать то же самое три часа.
- Расскажи о своих совместных проектах с другими студиями и шоу-румами.
- За два года я попробовала сотрудничать с очень многими мастерами и всевозможными магазинами. Я пробовала и на море ездить со своими изделиями, и выставки, которые происходят, постоянно посещаю. Кстати, моя первая выставка была в Киеве, а не в Харькове, это было перед Новым годом, я тогда очень боялась, потому что это была первый мой контакт с аудиторией, я была не уверена в своих силах, в своих работах. Было холодно. Но как-то запомнилось такое начало: по продажам, по впечатлениям – погуляли мы классно (смеётся).


- Как тогда, на первой выставке, восприняли работы, ты почувствовала уверенность?
- Да, я почувствовала уверенность. Вообще, это была моя самая первая выставка, и когда я увидела, что творят люди, глаза разбегались. Я никогда в жизни такого не видела, вообще это всё начало развиваться недавно, с появлением соответствующих материалов, с распространением их на рынке Украины. Именно в тот момент я поняла: то, что вижу я, - это не просто прикладное искусство, а дизайнерские вещи. Сейчас меня удивить гораздо сложнее, но можно:) Есть мастера, работающие в других техниках, на работы которых я смотрю и думаю – «Да, можно попробовать использовать эту технику и сделать что-то своё».
- Есть какие-то мастера, которые тебе особенно запомнились?
- Мне безумно нравятся ребята, которые работают под именем «Бижутерия ниже пояса». Они работают с керамикой, у них очень интересные работы, недоступные широким массам, но они знают своего клиента, работают на него. Не скажу, что я носила бы в повседневной жизни такие украшения, но на какое-нибудь мероприятие я бы с удовольствием надела бы одну из их работ.
- Может быть, есть какие-то известные примеры, на которые ты хотела бы ориентироваться в построении соответственно бизнеса?
- Меня очень вдохновляет судьба Коко Шанель, которая начинала со своей маленькой швейной мастерской. Человек сделал себе имя, и оно будет ещё очень много лет приносить прибыль её модному дому. Её уже нет, но этот человек живёт в сердцах последователей и покупателей Дома Шанель.


- В рамках текущего сотрудничества с Kate’s Image Room и Bagatto ты создаёшь какие-то детали или готовые работы?
- У нас есть несколько уровней работы. Первый – я выставляю у них уже готовые работы и приглашаю туда своих покупателей, чтоб они могли посмотреть и примерить их. Кроме этого, мы делали украшения под коллекцию Bagatto, которую они демонстрировали во время показа на Valiza FEST vol.5 in Rome.Я, конечно, была в восторге, мы приглашали фотографов, очень было интересно поработать. Я всегда открыта в к подобным проектам с другими дизайнерами.



- Расскажи о своем опыте подготовки к выставкам, пожалуйста.
- Недавно мы сменили выставочное оборудование на более удобное, в частности, во время выставки «ExpoArt» (6-8 апреля 2012г. – прим Mash). Мы решили, что новый формат выставки предполагает и новый формат материалов, хотели предстать в новом виде – сделали новые удобные стенды, новую упаковку, люди оценили:)



- Есть у тебя что-то, что можно назвать источником вдохновения?
- Я очень люблю читать, музыку, путешествия, животных. У меня есть маленькая собака, мечтала о ней 20 лет, мы с ней общаемся с другими собаками:) Кстати, это отображается в творчестве, у меня есть много изделий на тему животных, есть лепные изделия, которые я лепила со всей собаки.



- Тебе знакомо понятие «творческий кризис»? Такое случается с тобой?
- Бывает. В эти дни нужно сделать перерыв и отдохнуть, отвлечься, выключить все телефоны и отрешиться от работы. После сумасшедшей нагрузки при подготовке к выставке, например, я отхожу несколько дней, не могу взять в руки инструменты, хотя до выставок я денно и нощно работаю как пчёлка. Но это не то, что кризисом можно называть, скорее – «спадом активности».
- Какие уроки ты усвоила за эти два года работы?
- Существует очень много людей, неуверенных в покупке. Они делают заказ, договариваются о деталях, а потом отказываются или пропадают. Поэтому по итогам работы могу сказать: на полном доверии можно общаться только с постоянными покупателями, сотрудничество с незнакомыми людьми должно быть подкреплено материально изначально.
- Каким ты видишь хендмейд -движение через 10 лет? (вопрос от Ирины Труфановой, который она задала в своём интервью по традиции для следующего гостя рубрики)
Я надеюсь, что через 10 лет хендмейд движение в Украине значительно расширится и будет процветать. Произойдет естественный отбор среди мастеров, и отсеются те, для кого это только коммерция. А лучших из лучших мы будем знать как модные европейские бренды.

Вопрос для следующего мастера от Ирины: "Как вы проводите отпуск от творчества, если такой есть?)". Ответ от следующего гостя читайте в следующем интервью.
Магазин Plumart на Mash: plumart.mash.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий