вторник, 3 июля 2012 г.

Интервью по пятницам: Сергей Донченко, работа со стеклом


С Сергеем мы познакомились во время своего дебюта на мартовском Артишопе - оказались по соседству и влюбились в его миниатюры. Во время проведения книжной ярмарки мы пообщались с Сергеем и узнали, как родилось его увлечение, как различия в техниках влияют на результат, для кого из писателей он готов создать абстракцию из стекла и кто же такой Сальвадор Дали - мудак или гений?

 
- Было ли что-то такое в твоём детстве, что предвещало вот такое творческое проявление?
- До определённого возраста я вообще не знал, чем я хочу заниматься. В детстве ничего особенного не было, ну разве что немного – любил рисование, музыку, а занимался чем попало:)
- А как получилось, что ты стал заниматься именно этим видом творчества?
- Это произошло случайно – друзья познакомились с мастером, который занимался работой по стеклу, он пригласил к себе в гости. 

Мы приехали в дом (который на двоих снимали эти мастера), они там жили и работали, такая у них мастерская. И мы стали приезжать к ним, уже большой компанией, пели, пили, веселились, бесконечно весёлая была тусовка. Мы лазили у них в коробке, где они хранили бой, всякие стекляшки, разбирали их. «Как это можно выбрасывать, зачем вы это делаете, они же почти целые?» - постоянно спрашивали, а они отвечали «Бросьте, мы сделаем всем по фигурке», и делали в ущерб своему времени!



- А они всё ещё занимаются стеклом?
- Да, один из них сейчас лучший мастер в Украине (Юра), он научил ещё одного харьковского товарища, я тогда не начал учиться, потому что я подумал, что это займёт много времени, нужно зарабатывать деньги, и я не стал, и уже потом тот товарищ, которого научили (Олег), он уже учил меня, потом уже мы стали с ним вдвоём делать фигурки в мастерской, они начали продаваться.
- А творческий уровень ученика (твой) и учителя как сейчас соотносятся?
- Ну соотносятся уже, уже можно провести некоторые параллели. Ещё года два назад это были отношения «учитель-ученик», а теперь, когда я уже больше полутора лет не видел его фигур, и мне не на кого было смотреть и ориентироваться, и теперь у нас просто разные фигуры, и мы – два разных мастера. У него фигурки мельче, есть свои коньки – он делает только мультяшные, ещё делает европейских больших драконов таких, с крыльями, у меня есть свои вещи, которые он не делает и не любит.



- А можно говорить о каких-то направлениях в этом конкретном мастерстве?
- Эти направления никак не называются, скорее они могут называться по имени мастера:) Нет своей терминологии, но есть разные техники и технологии, например вот львовская – это большое пламя, которое не позволяет сделать мелкие детали, но позволяет сделать большую фигуру, с плавными изгибами, красивую (ниже - пример львовской техники - прим. ред)


Для мелких деталей нужен кислород и острое пламя, тогда можно будет сделать даже очень маленькие фигурки с пальчиками, крылышками, клыками для дракона.
Ещё ребята разделяют фигуры на три вида: милые, дурацкие и натуралистичные, но это очень условное разделение:)
- Как организован творческий процесс? Я знаю, что у тебя есть мастерская, есть какой-то конкретный день недели, который ты этому уделяешь, или это постоянное занятие?
- Каждый сам себе устраивает как хочет рабочий график, вот мой товарищ один любит рано встать и в обед, когда уже много сделано, он уже пьяный и ложится спать, потом встаёт снова работать и снова пьёт:) У меня режим другой – я начинаю работать только около 12-13, когда как и до восьми, до половины 9 вечера, это происходит всё в нежилой комнатке такой (но она уже почти что жилая, потому что я её обжил за эти три с лишним, или почти четыре года).
- Есть какие-то фигурки, которые по каким-то причинам запомнились?
- Есть фигуры, которые жалко продавать какое-то время, я накручиваю иногда на них цену, чтоб их не покупали, но бывает, именно их при этом и покупают. Вот вчера, например, уперся один покупатель и забрал тельца такого удачного, который на какое-то время короткое, недели на две, мог стать моим любимчиком:) Бывают фигуры, с которыми очень жаль расставаться, но потом проходит, надо же двигаться дальше.



- Ты по эскизам работаешь или придумываешь на лету?
- Если есть что-то, что мне сложно представить, я делаю наброски для себя – тут палочка, тут кружочек, но это связано с технологическим процессом, так как в этом деле важна последовательность действий, чтобы минимально времени было затрачено на фигуру. Я лучше сделаю из стекла, скажем, коня, чем его нарисую.
- В Украине (или вообще в мире) насколько это вообще развито?
- Вроде везде есть мастера, которые этим занимаются, в то же время очень многих можно этим удивить. Я знаю, что в Чехии и в Италии это больше развито по сравнению с другими странами, наверное, в меньшей степени есть в каждой стране. Но бума нигде такого нет. Известные мастер есть, но в своих кругах, коллекционеров, коллег, художников. В Питере, есть хорошие мастера ещё, Гусь Хрустальный, в Интернете можно посмотреть целые композиции их работы, звери, деревья, птицы там. Но я не знаю имён, я не стараюсь их запоминать, мне это не интересно.
- Если бы представилась возможность поработать с каким-то художником или скульптором, кто бы это был?
- Дали мне всегда нравился, но, по-моему, как человек он – мудак, а как мастер – просто замечательный. С ним я бы может и не смог работать, но он гениален, плюс его эпатаж и рекламное чутьё – что-то в нём такое есть.
- Если бы фигурки ожили, какие были бы у них характеры? Были бы у тебя злые персонажи?
- Кстати, я же всё время делаю фигурки для людей, чтоб они покупали и радовались, а вот надо больше делать для себя, без ориентации для покупателей. Вот мой товарищ, он любит делать таких зайцев с синяками под глазами, пистолетом, и это тоже надо делать, чтоб не было всё так сладенько. Немножко злых, не по-настоящему, конечно есть и сейчас, это ж характер.



- Вот при том, что у тебя нет кумиров в профессиональной среде, может есть какой-то писатель или художник, который имеет больше значение для тебя? Вот если бы ты для него фигурку делал, что бы это было?
- Я так их не ношу в голове, но есть любимые, конечно же, из писателей – были Пелевин и Кастанеда, сейчас – Платонов (о нём на wiki – прим. ред.) Ооо, ему бы я сделал фигуру:) С ним никогда не понятно, всерьёз он или шутит, пишет таким рубаным и абсурдным языком! Ему мне нужно будет делать что-то в стиле кубизм, что-то такое абстрактное, угловатое и с элементами абсурда. Какой-нибудь квадратный цветок, с нехарактерными лепестками, возможно.
- Вопрос от команды организаторов Valiza Fest, который они задали в своём интервью для Mash: если бы можно было выбрать страну «под себя», что бы это была за страна?
- Ну я не был нигде практически, но это была бы Россия или Украина, потому что очень важно, чтоб люди разговаривали с тобой на одном языке. Где родился, там и пригодился, одним словом.
Вопрос для следующего мастера:
- Если бы Вам предложили высокооплачиваемую работу в другой сфере, бросили бы Вы своё творчество?

Комментариев нет:

Отправить комментарий