четверг, 17 января 2013 г.

Интервью по пятницам: Ольга (Unica-Unica), мастер темари


Что такое темари? Какую ценность они представляют, как они создаются? Сегодня в гостях у Mash Ольга (Unica-Unica), мастер темари, беседуем об истории и современном значении этого традиционного японского вида рукоделия. 

От первого лица:
Мое увлечение хендмейдом вообще и темари, в частности, - череда счастливых случайностей, которые, наверное, и есть судьба. Так получилось, что в моей семье никто не шьет, не вяжет, не вышивает, и я оказалась первопроходцем в этой сфере. В детстве я совершенно случайно познакомилась с вышивкой гладью и увлеклась. С тех самых пор я постоянно занята какой-то ручной работой — была (и есть!) самая разная вышивка, и валяние и изготовление бижутерии, и, конечно, темари. Впервые познакомившись с этими вышитыми шариками, я не думала, что они так увлекут меня, думала, ну, пару штучек вышью и все. Но каждый раз, и в каждом шарике открывается что-то новое, новая ступенька, на которую еще только предстоит взобраться, новый орнамент, который только предстоит изучить и понять, так что теперь, мне кажется, это вообще не может мне надоесть.


Ольга, что же такое темари?
Темари — это одно из традиционных рукоделий Японии, вышитые нитяные шарики.
В эпоху Хэйян вышивкой темари увлекались исключительно придворные дамы, соревнуясь, кто создаст самый красивый, самый утонченный темари.


Хотя темари возникли как детская игрушка (собственно, само слово «темари» - означает «ручной мячик»), очень скоро они превратились в памятный подарок, хорошее пожелание.
Шарики вышивали шелком и блестящими металлизированными нитями, желая красивой жизни, удачи. Есть традиция дарить темари на Новый год. Считается, что просыпаясь в утро Нового года, человек должен увидеть что-то красивое и тогда весь год будет счастливым, поэтому матери кладут темари на подушку своим детям.
Кроме того, темари часто дарят девушке, когда она выходит замуж — чтобы что-то напоминало о родном доме.


Какую роль он сейчас играет в жизни Японии, да и в мире вообще?
Сейчас в Японии, да и во всем мире, искусство темари переживает новый расцвет. Согласитесь, невозможно пройти равнодушно мимо этих шариков :). В Японии существует Ассоциация Темари, которая проводит выставки, мастерклассы, а так же аттестации преподавателей темари.
Мастерицы вышивки темари разбросаны по всему миру. Есть большая и довольно активная яху-группа любительниц темари, где новички могут задавать свои вопросы и получить помощь самых именитых мастеров, там же проводятся разные конкурсы, совместные вышивальные проекты. Кажется, именно в этой группе впервые появилась идея сделать праздник — День Темари. Для этого выбрали 22 октября, и вот уже несколько лет у нас есть свой собственный праздник.
А до этого я обязательно праздновала «Праздник усталых иголок». Это вообще праздник всех вышивальщиц и швей, отмечается каждый год 8 февраля. В этот день в Японии хозяйки приносят в храм иголочки и булавки, которые работали весь год, и втыкают их в нежнейший сыр-тофу, чтобы дать им отдых и почтить их.


Ольга, как Вы пришли к созданию темари, как учились этому?
Это была именно что счастливая случайность. В далеком 2004 году мне попалось на глаза это необычное слово «темари», и зацепило! Я начала искать, что же это такое, и была просто поражена открывшейся мне красотой. И я не могла не попробовать вышить темари самой :).
Конечно, первые шаги были трудными, тем более, что тогда информации, практически, не было. На русском — только общие статьи о том, что же это такое с весьма туманными объяснениями, как это делается. Но я не сдавалась и искала информацию просто по крупицам в сети.
Кстати интересный момент, который я заметила, японские мастера даже когда рассказывают о своей работе, всегда говорят в общих чертах, не столько из-за того, что скрывают какие-то «изюминки», сколько (и я это поняла уже на своей практике), из-за того, что некоторые вещи в вышивке темари нужно прочувствовать и понять самому.


Сколько времени уходит на создание 1 работы?
Больше всего времени у меня уходит на то, чтобы поймать образ, почувствовать его, собрать по оттенкам и ощущениям. В голове у меня, обычно, очень четкая картинка будущего шарика от названия шарика до вида и цвета ниток на вышивке. Как только я «вижу» будущий темари, дело идет быстро. В среднем, я оставляю себе для работы над каждым около 2 дней, чтобы как следует насладиться процессом.
Насколько востребован этот вид творчества у покупателей, с какой целью обычно покупают темари?
Хотя то, как я вышиваю темари, никогда не напоминает конвейер, мои шарики, странным образом, практически мгновенно находят себе хозяев, словно им, будущим темари-владельцам, каким-то мистическим образом передается — ваш шарик на подходе, поспешите :).
Покупают обычно с самыми различными целями — от «Это мое, я точно знаю, мне нужен вот этот темари» до «Просто интересная штука».
Довольно часто покупают в качестве игрушек для детей, причем от самых маленьких, до подростков. Ведь изначально темари был именно детской игрушкой и мне кажется, очень важно, что ребенок будет держать вещь, несущую в себе тепло рук и добрые мысли и пожелания.
Популярны темари и как декор для дома или офиса, все же, вышитый шарик совершенно точно притянет взгляды и подчеркнет обстановку.
Очень любят вешать темари на елку, вместо стеклянных игрушек. Особенно, на специальную, как я недавно услышала, «антивандальную» елку :). В этом смысле, темари просто идеально подходит, если в доме есть маленькие детки или любопытные кошки — даже если он упадет с елки, ничего страшного не произойдет.


Какая судьба у первого темари, созданного Вами?
Это, практически, мой талисман и, однозначно, один из моих любимых темари.
Когда я села вышивать его, я еще очень мало понимала в особенностях вышивки и вообще изготовления темари. Большинство найденных тогда мною мастер-классов говорили, что в основе темари должен лежать пенополистироловый шарик. Тогда я очень слабо себе представляла, что это вообще такое, и даже пенопластовый шар было не достать. Но вдохновение это такая штука... В общем, я внимательно обошла дом и на глаза мне попалась старая компьютерная мышка. С шариком :) Помните такие? Вот этот шарик я и использовала для основы своего первого темари, поэтому он довольно тяжелый :)
Сейчас он лежит рядом со мной на вышитой специально для него подушечке и радует меня. А еще, это именно он красуется в шапке моего блога :).


Опишите, пожалуйста, Ваш творческий процесс, как рождаются образы и идеи?
«Приступ вдохновения» у меня может спровоцировать практически что угодно — особое настроение, погода, прочитанная книга или просмотренный фильм, песня или музыка, даже случайно услышанная фраза — все это вдруг складывается как калейдоскоп и ко мне приходит образ будущего темари.
Мое маленькое хобби внутри хобби — я люблю представлять героев книг в виде темари, пытаюсь передать характер и настроение вышивкой и цветами.


Вы бывали в Японии? Если бы представилась такая возможность, куда бы Вы хотели отправиться в первую очередь? 
Нет, никогда не была, но что уж правду скрывать, хотела бы. Мне хотелось бы просто попутешествовать по стране, посмотреть, как живут люди, почувствовать атмосферу. Но есть два места, в которые я бы хотела обязательно заглянуть - это Нара, знаменитая своими оленями, которые свободно разгуливают по улицам города и не стесняются подходить к людям, а еще Мацумото — город, знаменитый своими темари :). Конечно, как без них? Очень бы хотела пообщаться с мастерами и полюбоваться шариками-темари.
Есть ли какая-то книга или фильм, которые оставили у Вас яркие эмоции недавно?
У меня получается так, что я почти постоянно «влюблена» в какую-нибудь книгу, фильм. Но, если говорить о последнем ярком впечатлении, это, пожалуй, недавно просмотренное мной аниме «Хроники двенадцати королевств». Меня совершенно поразила нарисованная в этом аниме картина, когда Правитель страны не только выбирается Божественным провидением, но и правит совместно со своим Кирином – волшебным зверем, олицетворяющим милосердие.


Есть ли какая-то цитата о творчестве или вдохновении, которая Вам особенно близка?
Если вы не сделаете свои мечты реальностью, реальность отнимет ваши мечты.
(Эрик Пио)
Если бы у Вас была возможность перевоплотиться в любого исторического или литературного персонажа на некоторое время, кто бы это был?
О, это сложный вопрос. :) Мне иногда кажется, что я, уже сама по себе, персонаж какой-то интереснейшей, волшебной истории полной приключений, так что я бы хотела оставаться собой и только собой.
Наши гости задают друг другу вопросы «по цепочке», вопрос от Маши Ясниковой, гостя «Интервью по пятницам» 16 ноября:
«Все творческие люди - это счастливые люди. В чём Ваше счастье? Что заставляет Ваше сердце биться радостнее?»
Ответ на этот вопрос кроется уже в самом вопросе :). Жизнь часто подбрасывает нам моменты счастья, словно солнечные лучики, только их так легко пропустить в ежедневной рутине. Мне всегда казалось, я легко ловлю это ощущение счастья, как нужный ветер в паруса. Я счастлива, когда появляются новые идеи, и когда я воплощаю их, счастлива, если все получается в точности так, как задумывалось, счастлива, если моя работа нравится, и счастлива вдвойне, если мои темари приносят кому-то ощущение счастья.
Какой вопрос Вы задали бы следующему мастеру?
Если бы ваше творчество было цветом, что это был бы за цвет?
Магазин Ольги: http://unica-unica.mash.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий