четверг, 17 января 2013 г.

Интервью по пятницам: Лидия Ивченко, мастер lampwork


У Лидии Ивченко, мастера lampwork, два высших образования - одно филологическое, второе - техническое. Работая по специальности на творческой, казалось бы, работе, она всегда ощущала нехватку именно творчества руками. Несколько лет назад Лидия начала вязать жгуты из бисера - это увлекло, но все же не давало полного ощущения творческой свободы... Поэтому она стала искать дальше и нашла лэмпворк :)


Лидия о лемпворке:
Лэмпворк - это ремесло с достаточно высоким порогом входа - как материально, так и технически. Дорогое оборудование, сложный процесс организации рабочего места. Кроме того - в некоторой степени, занятие это опасное)) Все-таки работают лэмпворкеры с газом и высокой температурой (от 700 до 1200 градусов, для разных видов стекол).
Все это отличает лэмпворк от многих других не менее достойных рукоделий. Нужно действительно хотеть этим заниматься, чтобы потратить столько ресурсов даже на первичный старт.
Тем не менее, когда первый раз плавишь стекло в пламени горелки - уже становится понятно, что это любовь :)


Лидия, а как это было - впервые?

Я посетила двухдневный мастер-класс в мастерской Катерины Прийдан. Она дает за два дня очень немаленький объем знаний - знакомит с несколькими техниками, от простых до средне-сложных. В первый день я устала так, что едва осилила свой ужин дома :) И когда заснула, то видела во сне стекло, стекло, стекло :) В голове боролись две мысли - "это восхитительно!" и "мамочки, зачем я за это взялась!" Было действительно тяжело.



Второй день пошел легче, видимо, за ночь что-то уложилось в руках и голове. Я любовалась стеклом. Оно прекрасно на всех этапах работы - от того момента, когда берешь в руки стеклянный прут нужного цвета, до самого выхода из пламени еще горячей бусины.

Как Вы учились дальше - у Вас был ментор, учитель или самостоятельно по крупицам собирали информацию?

После МК у Кати я еще некоторое время собиралась с мыслями. Нужно было решить, как обустроить мастерскую, заказать стекло и т.д. Это дало мне время, и прежде, чем приступить, я просто читала - стекольные форумы, уроки.
Но сказать, что информация собиралась "по крупицам" - нельзя. Ее довольно много, и всегда есть люди, готовые подсказать и посоветовать.
Другое дело, что для работы со стеклом необходима практика, часы практики, как в любом деле. И простым просмотром урока в интернете тут не обойдешься. Нужно "испортить" некоторое количество стекла, пока получится что-то приличное :)
Почти сразу после того, как я смогла работать за своей горелкой (спасибо супругу за то, что сделал мне замечательное рабочее место), я прошла курс обучения у Ирины Сергеевой в Тайланде. Это было что-то вроде лэмпворк-кэмпа :) Оттуда я тоже привезла новые знания и новые восторги ) Хорошо, когда рядом есть кто-то, кто может сразу исправить, поставить руку... Но практиковаться всегда приходится самостоятельно.
За собственной горелкой я стою уже чуть больше года. Это еще очень мало. По меркам нашего ремесла - я еще ребенок, который едва научился ходить и не ронять кашу с ложки.
И об этом иногда приходится себе напоминать - потому что хочется все сразу! Чтобы красиво, сложно, технично! А не всегда получается, увы :)


Что Вы делаете с работами, которые кажутся Вам неудачными?:)
Откладываю в специальную коробочку :) Во-первых, это напоминание, что прогресс все-таки есть. Можно сравнить то, что было, с тем, что получается теперь. Это придает уверенности в своих силах. Во-вторых, иногда полезно заглянуть в коробочку и вспомнить, что хотел еще разок попробовать во-о-он ту технику, которая не получилась месяц назад.
И в-третьих, те работы, которые лично мне кажутся не отвечающими замыслу, иногда тоже находят своих ценителей. Некоторые из моей коробочки перекочевали в коробочки к моим подругам, и оказались там очень к месту.


Как рождается визуальный образ того, что должно получиться в результате? Насколько я понимаю, тут сложнее творить без планирования результата (чисто технологически), это так?

Технологически - да, верно. С нуля, без хотя бы единожды сделанной в таком же стиле бусины, образ придумать почти невозможно (разве что самый обтекаемый) - потому что нужно знать, как поведет себя стекло в том или ином случае.
Но зато стекло - наш главный советчик - оно само подсказывает образы. К примеру, одна-две бусины делаются просто для тренировки. А потом, глядя на них, понимаешь, что можно делать дальше - добавить деталей, развить идею геометрически и поработать с оттенками.
Иногда с образами мне очень помогают мои клиенты. Именно в сотрудничестве с клиентом появились бусины-гранатики - идея у них простая, но эффектная.


Лидия, сколько времени в среднем отнимает 1 бусинка? Понимаю, что вопрос о "средней температуре по больнице", наверное, но все же:)

Да уж )) Тут действительно среднее значение вывести не выйдет. Но можно сказать так: простая и небольшая бусина делается довольно быстро, 10-15 минут, а вот все, что крупнее и сложнее - тут время начинается от получаса и доходит до часа и даже иногда больше. Зачастую в день мастер не может сделать больше чем один (ну два!) средних набора бусин - это физически тяжело. Поэтому лэмпворк стоит относительно дорого. Просидеть 40 минут, не отрываясь и не теряя концентрации (бусину нельзя вынести из пламени в процессе более, чем на 10 секунд, поэтому любые перерывы исключены - ни ответить на звонок, ни открыть дверь, если кто-то пришел).
Задачу немного усложняет то, что у меня пропановая горелка. Мастера, которые работают на кислородных, получают результат быстрее за счет более высокой температуры. Но зато и требования к мастерству выше - когда каждая секунда на счету, рука должна быть очень точной.
Конечно, много зависит еще и от личной работоспособности, но работать за горелкой больше 4-5 часов очень тяжело.


Лидия, что бы Вы посоветовали новичкам, которые только ещё смотрят горящими глазами в направлении lampwork?

Запастись терпением! Это касается и первой стадии - технологически верного обустройства рабочего места... Но в больше степени это касается самой работы. Очень хочется сразу делать сложное и красивое. Но лучше все-таки довести до автоматизма простое и красивое, а потом уже браться за сложное :) Я часто ловлю себя на том, что в погоне за сложностью перепрыгиваю ступеньки (известная проблема многих самоучек). Не стоит так делать. Пропущенные ступеньки потом выходят боком в самые неожиданный момент, когда ты уже зазнался и решил, что ты Мастер :):):)

Кстати, а Вы для себя поставили какую-то планку, рубеж, за которым Вы поймёте: "я - мастер!"?

Наверное, я успокоюсь по этому поводу в тот момент, когда смогу делать сложные вещи, состоящие из простых этапов (а так обычно и есть) и ни на одном из них не буду ошибаться или беспокоиться.
Но я очень надеюсь, что мысли "я - мастер!" мне в голову не придет. Еще лет тридцать как минимум :) Лэмпворк прекрасен тем, что первые навыки - вот они, рядом (несколько часов, и уже получается что-то красивое), но мастерство растягивается на годы.

В чью творческую мастерскую Вы хотели бы заглянуть?
Я бы хотела заглядывать сразу в голову:) Наверное, этот вопрос - это почти вопрос "Кто меня вдохновляет". Ответ будет один и тот же. Из лэмпворкеров я бы назвала Кристину Логан http://www.kristinalogan.com.
В ее работах для меня идеальным образом сочетаются изящный и практичный стиль, авторская узнаваемость и прекрасное техническое исполнение. Очень интересно было бы увидеть все этапы ее работы.
Несомненно, хотела бы побывать в гостях у Яны Франк - посмотреть, как живет и работает человек, который "работает музой" для тысяч читателей, и для меня тоже. Классиков оставим в покое (Микеланджело! Да Винчи!)
А еще... очень хотела бы побывать в гостях у поэта и певца Леонарда Коэна и писателя Нила Стивенсона. Они не художники - но без них мой творческий внутренний мир был бы совсем другим.
Но вообще-то я очень стесняюсь мешать людям работать :) Поэтому домой к своим "музам" я бы вряд ли ввалилась, даже если очень вежливо :)


Лидия, какая последняя книга/фильм Вас впечатлили?

Я довольно много читаю, и каждая книга - это впечатления. Но если говорить о сильных впечатлениях, то стоит все-таки вернуться к Стивенсону и его "Криптономикону". Читала я ее давно, но это книга со мной надолго.
Фильм... Я больше смотрю развлекательное кино, потому что от серьезного мне очень грустно :) Но из последнего серьезного - "Коко до Шанель" с Одри Тоту в главной роли. Однако, это скорее плохое впечатление, чем хорошее. Мне было действительно интересно, чем жил человек, который перевернул мир женской моды. Но в фильме показана довольная слабая женщина. Не потому что режиссер плох или актриса плоха - а потому что, вероятно, внутри самой Шанель был такой, до времени скрытый, котел кипящей лавы - энергии, идей, силы. И показать это, не имея этого внутри... сложно, наверное.
Но это и есть главная идея фильма для меня - вялые люди не могут изменить мир, даже если это "всего лишь" мир моды :)


Есть какая-то цитата или поговорка, которая Вам особенно близка?

Это довольно большая и немножко грустная цитата из Коэна, но ничего лучше о вдохновении и творчестве я в жизни не слышала:

«Все происходит чертовски медленно. Оно приходит, это такая таможня, оно просит чего-то, чего ты не можешь. Оно говорит: "У нас тут товар. Чем платишь?" Ну, у меня есть интеллект, у меня есть разум. "Нет, это мне не подходит". У меня есть поэтические навыки. "Нет, это мне не подходит". У меня есть аккорды, я умею что-то делать пальцами с гитарой. "Нет, это мне тоже не подходит". У меня есть разбитое сердце. "Нет, это мне не подходит". У меня есть прекрасная подруга. "Нет, это мне не подходит". У меня есть половое влечение. "Нет, это мне не подходит". У меня целая куча всего, и таможенник говорит: "Нет, это не пойдет. Я хочу, чтобы ты был в состоянии, к которому не приспособлен. И для которого ты сам не знаешь названия. Хочу, чтобы это была восприимчивость, которой ты не можешь добиться сам". Ну и что мне делать с этим?» (Из интервью «Song Talk», 1993 г.)
Леонард Коэн


Если бы у Вас была супер-сила, что бы это было?

Любить готовить? (шучу)))
Хотела бы очень быстро двигаться и думать. Чтобы для меня время как бы замедлялось по моему желанию. Сколько всего можно было бы сделать и придумать! Чему научиться!

Вопрос от гостя прошлой пятницы на Mash, Наталии Литун,которые она задала в своём интервью.
"Какое бы Вы одно желание загадали, зная изначально, что оно точно исполнится в течение месяца"?


Так сложно выбрать из множества желаний и мечт )

Наверное, я бы пожелала расширить свою мастерскую, сделать отдельное помещение - чтобы был стол для работы с кожей и бусинами, место для работы с металлом (давно хочу попробовать), и чтобы все это было удобно, близко и просторно :)



Лидия, а какой вопрос Вы бы хотели задать следующему мастеру?

Если бы Вы или Ваши работы были страной - то какой именно?


Лидия выбрала самый интересный вопрос из оставленных для в неё в конкурсном обсуждении, победил вопрос от Светланы Даниленко (за это она получит от Mash в подарок симпатичное мыло ручной работы).

Добрый день! У меня вопрос про вдохновение — Вы готовы ждать его какое-то время, не работая, или предпочитаете делать что-то каждый день и в самом процессе работы и находить вдохновение?

Ждать или не ждать вдохновения - это сильно зависит от внутреннего ощущения. Я часто поступаю и так, и так.
Как в любом творческом процессе, вдохновение часто приходит "во время еды". Но, к сожалению, далеко не всегда. Случается так, что, становясь за горелку, только маешься, не находя контакта с вдохновением, переводишь стекло, устаешь и расстраиваешься. Лучше всего перед работой прислушаться к некому внутреннему звучанию - "да" или "нет". Если "да", то вдохновение постепенно придет. А если "нет"... Лучше воздержаться от работы.

Некоторые мастера говорят, что у них в процессе работы все плохое просто "сгорает" в пламени горелки.

А у меня же стекло не терпит плохого или нестабильного настроения - если я сажусь работать без правильной "ноты", то начинают случаться всякие мелкие неприятности )) К примеру, в такие дни я постоянно обжигаюсь. Не очень сильно, к счастью, но это как бы намек на то, что сегодня "не идет".

Конечно, в таких случаях лучше либо вовсе не включать горелку, либо же делать что-то очень-очень простое и расслабленное. А на следующий день снова попробовать установить контакт :) На этот случай мне всегда есть чем заняться - сделать и обработать фото, разместить новые работы в магазине...

Кстати, последнее время слушаю аудиокниги во время работы. Так вот, оказалось, что серьезную литературу - не могу, стекло начинает сердиться. Лучше включить что-то легкое и развлекательное, тогда и настроение будет легкое, и работоспособность выше. Это уже опытным путем установлено. Может быть, кому-то пригодится мое наблюдение )

Работы Лидии можно посмотреть и купить в её магазине на Mash: http://artycrafty.mash.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий