четверг, 17 января 2013 г.

Интервью по пятницам: Ирина Риттори, книги ручной работы в Gemma Studio


Как создаются книги ручной работы? Что вдохновляет мастера на воспроизведение старинных изданий и что особенного в состаренных репринтах? Сегодня беседуем с Ириной Риттори из Gemma Studio о книгах, книгах и ещё раз книгах:) 


От первого лица: 




Я всегда много читала, с самого раннего детства. Родителям удалось собрать большую библиотеку. И я часто покупала книги, альбомы по изобразительному искусству, часто бывала в библиотеках.
До увлечения репринтами я делала блокноты, делаю их и сейчас. Потом я стала делать для себя ежедневники-артбуки, так чтобы в них можно было записывать дела и планы, и одновременно рисовать эскизы. Я их делаю не на год, а на сезон: зима, лето, осень… И оформляются они соответственно: состаренная бумага с запахом кофе, штампы, интересные ткани. Я пользуюсь такими и сейчас – для меня это безумно удобно, плюс к тому – это огромное эстетическое удовольствие.
А потом я случайно натолкнулась в сети на сканкопию справочника по Одессе 1900 года. С объявлениями, рекламой… Весь день я его читала, восторгу моему не было предела. И я поняла, что хочу читать его на бумаге. Распечатала несколько страниц – не то. И вдруг меня осенило: ведь блокноты я делаю, почему нельзя точно так же сделать и книгу?


Ирина, Вы добавляете ли Вы какие-то элементы от себя, или стремитесь к точности воспроизведения?
Ничего не добавляю. Я стараюсь, чтобы книга как можно точнее воспроизводила первоначальное издание. Понятно, что обложка будет другой (это называется «владельческий переплет»), но текст книги должен максимально соответствовать оригиналу.


Сейчас я часто редактирую отсканированные файлы: убираю штампы библиотек, следы разных пометок, надрывов. Стараюсь улучшить качество иллюстраций. Все это направлено на улучшение качества изображения, но никак не на редактирование содержимого.
По какому принципу Вы выбираете, какую книгу воспроизвести?
Я нахожу какую-то книгу и «загораюсь». Наверное, даже не я их выбираю, а они меня.


Сколько времени уходит на создание 1 репринта?
Всю работу по созданию книги можно разделить на 2 основных этапа: обработка цифровой копии и собственно оформление бумажной книги.
Первый этап может быть очень длительным, иногда до нескольких недель, а может и вовсе не занимать времени. Здесь все зависит от качества сканкопии. Иногда нужно попыхтеть практически над каждой страничкой, а иногда книга отсканирована настолько хорошо, что можно сразу печатать. К сожалению, хорошо отсканированные книги попадаются крайне редко. Некоторые книги я сканирую сама с оригиналов – это занимает достаточно много времени.
Второй этап занимает от 2 до 5 дней. Из них собственно работа 3-5-7 часов, остальное время уходит на пресс, просушку и т.п.



В чем эстетическое удовольствие от чтения книги, созданной вручную, как считаете?
У состаренных листочков волнистые края, небольшие разводы и пятнышки, они пахнут кофе. Обложки я обтягиваю льном: у него потрясающая текстура, к нему безумно приятно прикасаться. Такая книга особенная во всем, уникальная. Даже если я делаю несколько экземпляров одной и той же книги, они все получаются разными.
Я очень люблю книги и делаю их всегда с большой любовью, мне хочется верить, что эта любовь передается тем людям, которые берут их в руки. И именно поэтому я очень люблю изделия ручной работы: я знаю, что мастера вкладывают душу в свое творчество, и что в каждом творении мастера заключен кусочек его души. Эти работы получаются как бы живые, одушевленные.
А книги – они живые вдвойне: они рассказывают историю, каждая свою. Неважно, это художественное произведение, поваренная книга, или даже справочник. Поваренные книги и справочники даже ценнее – они рассказывают настоящие, невыдуманные истории.



Есть ли некий «репринт мечты», книга, которую Вы особенно хотели бы воспроизвести когда-нибудь?
Книга мечты – это тот самый одесский справочник, который и подвиг меня на саму идею печатать книги. Он очень большой и я пока не знаю, как сделать его таким, каким я его вижу.

Опишите, пожалуйста, Вашу мастерскую (либо просто рабочее место), Ваш творческий процесс, как все происходит?
Часть творческого процесса происходит за компьютером. Это поиск новых книг или их сканирование, обработка и верстка.
А сама мастерская – это весь мой дом. В кухне варится кофе, в одной из комнат просушиваются листы, в другой за рабочим столом происходит сборка, на балконе – проклейка и просушка. Еще на одном столе все фотографируется, на гладильной доске проглаживаются ткани и собирается обложка…
Я мечтаю о том, что когда-нибудь у меня будет своя, настоящая, большая мастерская, где я соберу все свои материалы и инструменты, и смогу творить в свое удовольствие. Но пока это только мечта.
Опишите собирательный образ Вашего покупателя: кто он, какой он?
Я думаю, он или она очень любят книги. И ищут что-то необычное, неординарное. Очень любят прикасаться к чему-то, ценят тактильные ощущения. Мне кажется, они романтики.


Есть ли какая-то книга, которая оставила у Вас яркие эмоции недавно?
Из самых последних - "К югу от границы, на запад от солнца" Харуки Мураками. Если продолжать список, то в него войдут «Солярис» Лема и «Трудно быть Богом» Стругацких, хоть это и непростые, тяжелые книги. Из книг, которые дарят теплые, положительные эмоции я бы выделила «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери.
Если бы у Вас была возможность перевоплотиться в любого исторического или литературного персонажа на некоторое время, кто бы это был?
Кто-то из известных путешественников. Сенкевич, Хейердал или Кусто.
Если бы Вы обладали некоей супер-силой, что бы это было? Какую бы Вы хотели себе супер-силу?
Управлять временем. Наверное, многие этого бы хотели. Иметь возможность путешествовать в прошлое или будущее, растягивать время, возможно, менять какие-то события.


Если бы ваше творчество было цветом, что это был бы за цвет?
Красный. Цвет огня, эмоций, страсти.
Какой вопрос Вы задали бы следующему мастеру?
Вы слушаете музыку когда творите? Если да, какая это музыка?

Ирина выбрала самый интересный вопрос из заданных подписчиками паблика Mash Вконтакте (http://vk.com/mashua), победил вопрос Екатерины Старковой (она получит от Mash приятный рукодельный сюрприз):

Вопрос Екатерины: "Ирина, как называлась первая книга, оформленная вами? Она нашла нового владельца или вы решили оставить ее себе на память о том, как все начиналось?"
Ответ Ирины: "Первой я делала "Алису в стране чудес" по одному из первых ее изданий. Оригинал датируется 1866 годом. А вторая книга (они делались одновременно) - "Алиса в зазеркалье" (1872 год). На языке оригинала, разумеется. Они участвовали со мной во всех выставках. В какой-то момент я решила, что не смогу с ними расстаться и они остаются со мной. Хотя обеих "Алис" я обязательно буду делать ещё, в разных форматах и вариантах оформления."

Посмотреть, приобрести, а также заказать книги ручной работы авторства Ирины можно в её магазине на Mash: http://books.mash.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий